2023 — юбилейный год для двух великих деятелей искусства XX века: в 1873 году родились композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов и великий бас, актер Федор Иванович Шаляпин. Ровесники, скрепленные узами творчества, близкие друзья, любили друг друга как родные братья. «Моя связь с Шаляпиным – одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни», – говорил Рахманинов.
Они познакомились в Частной опере Мамонтова, куда композитор был приглашен в качестве дирижера, а певец — ведущим артистом. Оба высокие, под два метра ростом, но такие разные по темпераменту – беспокойный Шаляпин с душой бунтаря и степенный русский интеллигент Рахманинов, соединились в творческом неразрывном союзе и оставили после себя великое наследие. Сергей Васильевич помогал Шаляпину раскрыть характер образа, давал советы по исполнению, обращал внимание на его сценическое поведение. А Федор Иванович вдохновлял композитора, благодаря их общению, были созданы в 1916 году эскизы русских песен «Через речку, речку быструю», «Ах, ты Ваня», «Белелицы, румяницы вы мои». На репетициях или совместном музицировании они полностью погружались в стихию музыки, забывая обо всем.
- Как-то, Федор Шаляпин получил телеграмму от миланского театра La scala: « ..Мне предлагали петь «Мефистофеля» Бойто и спрашивали мои условия. <..> растерялся, стало страшно. Я не пел по-итальянски, не знал оперу Бойто и не решался ответить Милану утвердительно. Двое суток провел в волнении, не спал и не ел, наконец додумался до чего-то, посмотрел клавир оперы Бойто и нашел, что его Мефистофель по голосу мне. Но и это не внушило мне уверенности, и я послал телеграмму в Милан, назначая 15 000 франков за десять спектаклей, в тайной надежде, что дирекция театра не согласится на это. Но – она согласилась! Чувство радости чередовалось у меня с чувством страха. Не дожидаясь партитуры, я немедленно принялся разучивать оперу и решил ехать на лето в Италию. Рахманинов был первым, с кем я поделился моей радостью, страхом и намерениями. Он выразил желание ехать вместе со мною, сказав:
– Отлично. Я буду заниматься там музыкой, а в свободное время помогу тебе разучивать оперу.
Он так же, как и я, глубоко понимал серьезность предстоящего выступления, обоим нам казалось очень важным то, что русский певец приглашен в Италию, страну знаменитых певцов.» — из воспоминаний Федора Ивановича в книге «Федор Шаляпин: Страницы из моей жизни».
- А в воспоминаниях сына певца, Ф.Ф. Шаляпина, есть следующие строки, характеризующие творческие взаимоотношения двух великих русских артистов: «Жаловался мне Сергей Васильевич также и на певцов, которые плохо знали свои партии.
– Вот только ваш папаша всегда знал свои роли. – Я был невольно рад за прилежание моего, в те годы молодого отца.
Да, роли-то свои он знал, а вот на репетиции всегда опаздывал. Это у вас уже в семье, – говорил он, лукаво на меня поглядывая и быстро почесывая затылок.
Впоследствии я узнал, что Сергей Васильевич проходил с отцом все его партии в театре Мамонтова, и мне стало ясно, почему мой отец так хорошо знал свои роли.»
- Федор Иванович преклонялся перед талантом Рахманинова, считая его своим наставником: «Он отличный артист, великолепный музыкант и ученик Чайковского, он особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с элементарными правилами музыки и даже немного с гармонией. Он вообще старался воспитать меня».
- Их дружба держалась не только на творчестве, но еще на искренних человеческих добрых отношениях, на взаимном уважении и интересном общении. Очевидцы вспоминали: «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении – это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов». А после домашних репетиций, где звучали арии, русские народные песни и романсы, друзья садились за стол – ели пельмени, пироги, щи с капустой.»
- Шаляпин для Сергея Васильевича мог часами петь, рассказывать, изображать. А Сергей Васильевич с неослабеваемым вниманием следил за ним влюбленными глазами («Я в Федю влюблен, как институтка», – говорил он), заливаясь своим прелестным смехом, и под конец неизменно просил: «Феденька, утешь меня, покажи, как дама затягивается в корсет и как дама завязывает вуалетку». «Ну, Сережа, это уже совсем устарело!» – отвечал Федор Иванович, но, чтобы позабавить любимого друга, послушно и с изумительным мастерством изображал даму, затягивающуюся в корсет, и даму, завязывающую вуалетку.
- По воспоминаниям М.А. Чехова: «Летом тридцать первого года Сергей Васильевич жил в Клерфонтене во Франции. Прекрасная вилла, большая, белая, в два этажа. Там он отдыхал, гулял и работал. Иногда его посещали друзья. Приехал Шаляпин. Сергей Васильевич сиял – Федора Ивановича он любил горячо. Гуляли по саду, оба высокие, грациозные (каждый по-своему), и говорили: (Ф.И. – погромче, С.В. потише). Ф.И. смешил. Хитро поднимая правую бровь, С.В. косился на друга и смеялся с охотой. <…> Вернулись в большой кабинет. – Федя, пожалуйста… – начал было С.В., слегка растягивая слова. Но Ф.И. уже догадался и наотрез отказался: и не может, и голос сегодня не… очень, да и вообще… Нет, не буду… И вдруг согласился. С.В. сел за рояль, взял два-три аккорда, и пока «Федя» пел, С.В., сияющий и радостный, такой молодой и задорный, взглядывал быстро то на того, то на другого из нас, как будто фокус показывал. Кончили. С.В. хохотал, похлопывая «Федю» по мощному плечу, а в глазах я заметил слезинки».
- В.И. Страхова-Эрманс вспоминает: «…Меня всегда восхищало полное единодушие, царившее между ним и Шаляпиным: эти великие артисты вместе создавали блестящие «музыкальные праздники», и между ними никогда не возникало недоразумений и неполадок.»
- Шаляпин даже попросил Рахманинова стать крестным его будущего ребенка. Сергей Васильевич согласился при условии, что, если родится девочка, ее назовут Ириной – это было его любимое женское имя. Шаляпин так и поступил. 10 февраля Ирина появилась на свет, а 23-го ее крестили в Вознесенской церкви на Большой Никитской.
- Рахманинов посвятил Шаляпину несколько своих романсов: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Оброчник». Больше всего Шаляпин любил романс «Судьба» на слова Апухтина, где звучит тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. Когда Шаляпин пел этот романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.
- Сергей Васильевич не расставался с Шаляпиным буквально до смерти последнего. Композитор был у постели певца за день до его кончины и даже задумывал написать о нем книгу. Но этого не случилось. Возможно потому, что, по мнению Сергея Васильевича «Шаляпин никогда не умрет. Для будущих поколений он будет легендой.
Федор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов долгие годы жили вдали от Родины, но до конца своих дней чувствовали себя истинно русскими людьми. Их многолетняя дружба стала предметом восхищения для современников и потомков даже спустя 150 лет.
Статья основана на материалах консультантов проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие», взят из Сборника «Памяти Рахманинова» (изд. С.А. Сатиной, Нью-Йорк, 1946), из «Записок писателя» Николая Телешова, интернет ресурсов.
Фото из фотобанка «Моя Россия: музыкальное путешествие», сайта senar.ru, из др. интернет ресурсов.