Совершая прогулку по нашей северной столице, съемочная группа «Музыкального путешествия» посетила Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, экспозиции и выставки которого рассказывают о наследии великих деятелей искусства.
История одного из экспонатов очень нас заинтересовала, — платье (реконструкция) танцовщицы Марии Тальони, с чьей легкой руки появилась мода на пуанты и пачку, и ее знаменитая туфелька, благодаря которой о Марии говорили: «Тальони — воздух. Воздушнее еще ничего не бывало на свете».
С самого начала истории балета, когда король Франции Людовик XIV приказал основать Королевскую академию танца, девушки – танцовщицы пытались найти оптимальную обувь для достижения легкости в танце. Они очень хотели казаться невесомыми и воздушными как сильфиды, духи воздуха.
Самая первая обувь у балерин была на каблуке, но в середине 18-го века Мари Камарго из французской балетной труппы впервые надела обувь без него. Чуть позже, предшественники современных пуантов с плоским «носом» крепились к ногам с помощью лент и имели складки под пальцами ног, чтобы танцоры могли прыгать, выполнять повороты и полностью вытягивать ноги. А далее, изобретение из проволочной оснастки Шарлем Дидло, позволяющее танцорам встать на носки, повлияло на популярность танца на пальцах.
И вот, в середине 19 века появляется именно эта балетная туфелька Марии Тальони из балета «Сильфида», — экспонат Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Мария Тальони — одна из самых знаменитых балерин романтического балета, который был популярен в Театре Ее Величества в Лондоне и в Театре Королевской музыкальной академии балета Парижской оперы. Ее судьба изначально была предопределена, так как ее отцом был известный хореограф Филиппо Тальони а мать — шведская балерина Софи Карстен. Благодаря усердным тренировкам под наставничеством отца, Мария прославила свое имя в балете, а точнее в пальцевой технике. Кстати, Тальони впервые предстала перед петербургскими зрителями в 1837 году. Это был триумф. Она настолько покорила почитателей танца, что появился вальс «Возврат Марии Тальони», карамель «Тальони» и даже шляпы «Тальони». Рассказывают, что в России с туфельками Марии случился интересный эпизод: их продали на аукционе, а почитатели таланта балерины съели балетный атрибут в ресторане, полив соусом.
В дальнейшем именно отец Марии усовершенствовал балетную обувь, вставив в них каркас. Пуанты Тальони стали культовым предметом, она любила дарить их поклонникам.
А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину, любимую ученицу балетмейстера Шарля Луи Дидло, возглавлявшего балетную труппу Российских императорских театров.
В последующие годы в основном итальянские балерины применяли технические новинки в балетной обуви. В конце 19 века танцовщицы, такие как Пьерина Леньяни, исполняли па в обуви с прочной плоской платформой спереди. Эти туфельки имели более жесткую подошву и также включали в себя коробку, сделанную из слоев ткани, для удержания пальцев ног. Пуанты были изготовлены без гвоздей, а подошвы укреплены только на носках, что делало их почти бесшумными.
Вдохновившись пуантами, балетмейстер Мариус Петипа создал неповторимые женские партии на Императорской сцене, которые сегодня знает весь мир.
В начале 20 столетия в мастерскую на Бродвее к сапожнику Сальваторе Капезио, изготавливавшему в основном обувь для артистов мюзиклов и вестернов, в поисках балетных туфель заглянула балерина Анджелина Пэссоун. И он создал пуанты именно для нее, учитывая все особенности стопы балерины. И далее мастер продолжил создавать для других балерин индивидуальную танцевальную обувь, улучшив конструкцию пуантов. Кстати, именно Сальваторе Капезио стал отцом туфель-балеток в их современном виде. Обувной мастер решил создать некую повседневную вариацию такой обуви. Успех балеткам бренда Capezio принесло участие в модном показе дизайнера Клэр Маккарделл в 1941 году. Это дефиле произвело революцию в истории обувной моды, балетки вошли в повседневную жизнь женщин.
Анне Павловой, русской балерине 20 столетия часто приписывают рождение современных пуантов. У известной танцовщицы был особенно высокий, изогнутый подъем стопы, что делало ее уязвимой для травм при танцах на пуантах. У нее также были тонкие, заостренные ступни, что приводило к чрезмерному давлению на большие пальцы ног. Чтобы компенсировать это, она вставила для дополнительной поддержки в свои туфли усиленные кожаные подошвы, а также укрепила и сплющила область носка, чтобы сформировать коробку. Анна Павлова тоже была поклонницей известного матера Сальваторе Капезио у которого для зарубежных гастролей заказывала пуанты себе и всей труппе. Слепок стопы Анны Павловой, который можно увидеть в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, говорит о многом. Глядя на него понимаешь сказанные балериной слова: «Истинная актриса должна жертвовать собой своему искусству.»
В музее можно увидеть эволюцию пуант 19 — 20 веков. Этой балетной обуви еще далеко до совершенства. Потрепанный во многих местах атлас, стертая и сломанная стелька, латанные-перелатанные пятачки, — выйти в этой обуви на сцену можно было всего несколько раз, поэтому мастера и сами балерины своими руками подгоняли их под себя, латали, совершенствовали, экспериментировали.
Сегодня, в 21 веке, огромный выбор пуант, которые можно подобрать по жесткости, глубине, полноте. И даже появились производители танцевальной обуви из материалов, имеющих эффект памяти, туфли подстраиваются под стопу, и у них долговечный пятак, а еще эту обувь можно стирать в стиральной машине. Но балерины чаще все же склоняются к классическим пуантам, и, как и ранее, каждая пара ими собственноручно подгоняется индивидуально: пришиваются резинки, ленты, пуанты «разбиваются» по своей ноге.
А ведь возможно, все эти манипуляции — это своего рода изготовление талисмана, традиция, ритуал, вшивание в память предмета положительных мыслей и настрой на успех.
Отчасти благодаря балетным туфелькам мы восторгаемся техникой и мастерством женского балета. В памяти всплывают прославленные балерины Агриппина Ваганова, Матильда Кшесинская, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, которые заставляют гореть глаза маленьких девочек, мечтающих «летать» по сцене, выступать в ярком гриме и невероятно красивых пачках. И заслуга балетных прим в том, что зрители видят на сцене только великолепие и красоту не замечая, каким трудом дается эта легкость и полет «сильфид».
Использованы фото и видео материалы проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие» и интернет ресурсов.