• Главная
  • Новости
  • Сезоны
    • Сезон 2024-2025
    • Сезон 2023
    • Музыкальная Москва 2022
    • Музыкальный Петербург 2022
    • Сезон 2021
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Викторина
  • КОНКУРС
    • Конкурс 2024
    • Конкурс 2023
    • Конкурс 2022
    • Итоги конкурса 2022
    • Итоги конкурса 2021
  • Балетные истории
  • Конкурс 2024
Menu
  • Главная
  • Новости
  • Сезоны
    • Сезон 2024-2025
    • Сезон 2023
    • Музыкальная Москва 2022
    • Музыкальный Петербург 2022
    • Сезон 2021
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Викторина
  • КОНКУРС
    • Конкурс 2024
    • Конкурс 2023
    • Конкурс 2022
    • Итоги конкурса 2022
    • Итоги конкурса 2021
  • Балетные истории
  • Конкурс 2024
Vk Youtube Telegram
Музыка победы Шостаковича

Музыка победы Шостаковича

Поделиться на VKПоделиться в Одноклассниках

Исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга – беспрецедентный символ победы музыки и культуры над войной.

Дмитрий Шостакович начал писать свою великую симфонию в Ленинграде в 1941 году. Профессору Ленинградской консерватории отказали в отправке на фронт. И тогда он, как многие жители города, вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы, а все оставшееся время, в перерывах между дежурствами писал свою симфонию.  

            В хмурый августовский день 1941 года Дмитрий Дмитриевич сыграл Исааку Гликману начало задуманного им сочинения — возвышенно-прекрасную экспозицию симфонии и тему вариаций, изображающую фашистское нашествие. Для обоих это было волнительно, на глазах блестели слезы. После некоторого молчания, Шостакович произнес: «Я не знаю, как сложится судьба этой вещи…», добавив после паузы: «Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю „Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну». В тот памятный августовский день Шостакович еще не знал, что создал произведение, которому будет уготовано бессмертие. На титульном листе партитуры композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Утром 17 сентября 1941 года из Дома радио Шостакович вещал к стране: «Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты… Два часа назад, я закончил две первые части симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, <…> то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией».

В октябре 1941-го Шостакович с женой и двумя детьми был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самару). 27 декабря 1941 года «Симфония №7» была закончена, а 5 марта 1942-го она впервые прозвучала в куйбышевском Театре оперы и балета в исполнении оркестра Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда, находившегося там в эвакуации. Тревожная и в то же время величественная музыка оповещала по радио всю страну и весь мир, что мужество и дух нашего народа – непобедимы. В конце марта уже в Москве оркестр Самосуда исполнил эту грандиозную симфонию.

Многие страны заинтересовались сочинением Д. Шостаковича и хотели исполнить его на своих сценах. Было решено переснять партитуру Седьмой симфонии на микропленку и переправить через линию фронта. Все сложилось.  Жители Лондона услышали ее в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Генри Вуда 22 июня 1942 года. А 19 июля произведение Шостаковича прозвучало в исполнении Симфонического оркестра Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

Куйбышев, Москва, Лондон, Нью-Йорк услышали, как нерушима наша Страна, как ее сердце, закованное в блокаду, продолжает биться, несмотря ни на что. Принято было беспрецедентное решение —  исполнить «Симфонию №7» в самом блокадном Ленинграде. Из города не был эвакуирован единственный оркестр — оркестр Карла Элиасберга, который оставили в городе поддерживать боевой дух ослабленных голодом и холодом жителей города. Но и музыканты самого оркестра были в таком же состоянии: умирали от голода, болели, находились без сил, и, чтобы исполнить Симфонию, созданную для двойного состава оркестра, пришлось дополнительно отзывать музыкантов с фронта.

Как проходила подготовка к великому концерту, воспоминания людей, переживших войну: музыкантов, художников, литераторов хранит народный музей «А музы не молчали…» Санкт-Петербургской средней школы №235 им. Д. Д. Шостаковича. Он был создан учителями и учениками школы, открытие состоялось 16 марта 1968 года. Двадцать две тысячи предметов рассказывают о духовной жизни осажденного Ленинграда. Основатель музея Евгений Линд говорил: «Наш музей – это не туристический объект, не архив… Это центр памяти».  Композитор Тихон Хренников, побывав в музее, потрясенно сказал: «Об этом музее надо говорить стоя».

Народный музей А музы не молчали…

В музее на подиуме в зале Седьмой симфонии Шостаковича, посвященной автором родному городу, представлены концертный фрак и дирижерская палочка Карла Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, рукописные ноты, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии. Музей собрал уникальные материалы о симфонии: среди них фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей, участвовавших в подготовке концерта.

Вещи К.И. Элиасберга, дирижера Оркестра ленинградской Филармонии
вещи и фото музыкантов Оркестра ленинградской Филармонии, участвующих в концерте 9 августа 1942 г.

Благодаря собранным экспонатам и рассказам руководителя музея Виктории Крыловой, погружаешься в дни подготовки к памятному исполнению Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Летчик Литвинов, 20-летний парень, вместе со своей командой, с риском для жизни, среди медикаментов доставляет в Ленинград партитуру «Симфонии №7» Д. Шостаковича. Она отправляется прямиком к Карлу Ильичу Элиасбергу. Для исполнения нужны 82 музыканта и, конечно, 1 партитуры недостаточно. Тогда люди начинают вручную копировать эти ноты, чтобы в день концерта они стояли перед каждым музыкантом.

Репетировали симфонию многие музыканты, но не все дожили до самого концерта. Организм был настолько истощен, что не выдерживал титанических репетиционных нагрузок. В музее среди экспонатов — барабанные палочки  Жавдета Айдарова. Этого музыканта, упавшего в голодный обморок, посчитали умершим и отнесли в мертвецкую. Во время репетиции Карл Ильич, не досчитавшись лучшего барабанщика и узнав о его смерти, решил сам убедиться, что тот мертв. Подойдя к телу Айдарова, своим музыкальным слухом он услышал дыхание и заметил движение пальцев рук.  Благодаря Элиазбергу, 9 августа Жавдет выступал вместе со всем оркестром на сцене филармонии.

афиши выступления Оркестра ленинградской Филармонии под управлением К.И. Элиасберга

«Если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, таким же голодным, как и мы, его на репетиции привозили на саночках, — пишет участница премьеры Ксения Матус. — Помню, как на первой репетиции он сказал: «Ну, давайте…», поднял руки, а они — дрожат… Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадет…»

Фрак К.И. Элиасберга

Прослушав Седьмую симфонию, люди хотели выразить свою благодарность оркестру и дирижеру, но сил на элементарные аплодисменты не было. Как говорил сам Элиасберг: «Не дай Вам Боже еще когда-то услышать такие аплодисменты».

Во время исполнения симфонии в зале был всего один единственный букет. Он принадлежал Любе Шнитниковой. Этот букет ее папа специально вырастил на своем огороде для знаменательного концерта. Она вручила букет Элиазбергу вместе с запиской признательности за исполнение музыки Дмитрия Шостаковича в осажденном городе.

Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года транслировалось из Дома радио, который ни на один день не прерывал свое вещание в блокадном Ленинграде. Ольга Берггольц говорила: «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны». 

Наряду с музыкальной, в городе звучала еще одна, только артиллерийская симфония. Для того, чтобы обеспечить непрерывное звучание музыки в городе, лично Леонид Александрович  Говоров отдает приказ о проведении операции «Шквал». В течении исполнения Седьмой симфонии, а также за полчаса до начала и полчаса после, чтобы люди могли спокойно дойти до дома, по всем огневым точкам противника ведется непрерывный артиллерийский огонь. Эта операция была выполнена полностью, все задачи были реализованы: люди смогли спокойно дойти до филармонии, послушать произведение и вернуться домой.

«Симфония №7» — это 68 минут грандиозной музыки силы духа и победы. Этот музыкальный подвиг блокадного Ленинграда не забудется никогда.

Текст подготовлен на основе материалов консультантов проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие»; руководителя народного музей «А музы не молчали…» Виктории Крыловой, и открытых источников интернет ресурсов.Фотографии взяты из фотобанка проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие»

Previous Post

В Музее С.С. Прокофьева состоялся «Музыкальный День рождения» с Оксаной Федоровой!  

Next Post

Федор Шаляпин и аромат пачули: шлейф известности и успеха

Next Post
Федор Шаляпин и аромат пачули: шлейф известности и успеха

Федор Шаляпин и аромат пачули: шлейф известности и успеха

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(С) все права защищены 2024

Сканируйте код и делайте пожертвование в Фонд Оксаны Федоровой

Наш адрес:

107045, г.Москва, Ананьевский переулок, д.5, строение 3

+7 (499) 714-64-62

pr@fedorovafond.ru

Vk Youtube Telegram

Add New Playlist

Презентация_Фестиваль_МузПутешествие_2025-02-C
Прзенетация_Конкурс юных музыкантов_2024

 

 

Положение о конкурсе 2024
ПОЛОЖЕНИЕ_Конкурс юных музыкантов_2024
Положение о конкурсе юных музыкантов III
Положение_Конкурс Моя Россия_Музыкальное путешествие_2023
Дополнение к Положению о конкурсе юных музыкантов III
Положение_Конкурс Моя Россия_Музыкальное путешествие_2023
Соглашение об обработке персональных данных
Соглашение об обработке персональных данных