Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», символ Нового года и Рождества, — трогательный и сказочный, завораживающий и торжественный, погружающий в заснеженный город, с яркими огнями в окнах, в торжественные залы с пушистыми елями и искрящимися шарами. Он — рекордсмен по числу показов, сценический долгожитель.
Именно этот балет, не нарушая традиции, продолжил рождественское настроение и открыл Фестиваль «Балетные истории: русская классика», организованный благотворительным фондом Оксаны Федоровой в сотрудничестве с РГДБ и Мастерской балета Егора Симачева при поддержке Гранта Мэра Москвы.
Волшебная музыкальная история «Щелкунчика» приоткрыла нам множество интересных фактов о сказке Гофмана, о написании П.И. Чайковским балета на основе этого произведения, истории появления механической куклы-солдатика для щелканья орехов и о популярности этого музыкального шедевра во всем мире.
- «Щелкунчик и Мышиный король» — рождественская повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана была опубликована в 1816 году. Написание этой сказки автору навеяло общение с детьми своего приятеля — Фридрихом и Кларой. В «Щелкунчике» они получили имена Фриц и Мари.
- В 1844 году гофмановскую сказку интерпретировал по-своему Александр Дюма – отец («История Щелкунчика»), и именно эту версию Иван Всеволожский, директор императорских театров, предложил, как основу для либретто, балетмейстеру Мариусу Петипа. Сам Иван Всеволожский взялся за разработку эскизов костюмов, а написание музыки заказали у Петра Ильича Чайковского.
- Из воспоминаний П.И. Чайковского:
«Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее выразить музыкой то, что имелось в тексте у балетмейстера».
Но работа над «Щелкунчиком» у композитора шла очень тяжело, он переживал кризис.
«Сознание того, что дело не ладится, терзает и мучит меня до слёз, до болезни; … и я давно не чувствовал себя столь несчастным, как теперь. <…> Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости».
«Да, еще и мой напряженный гастрольный график… В итоге, я вынужден просить директора императорских театров перенести премьеру на один год…»
- Несмотря на творческие метания и муки, в течение января и февраля 1892 года Чайковский создал великолепную партитуру, закончил и оркестровал балет. В марте в одном из симфонических концертов Русского музыкального общества была исполнена сюита из музыки к балету под управлением самого композитора. Успех был оглушающим: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.
- Из-за тяжелой болезни Петипа, постановку хореографии продолжил Лев Иванов, сумевший собрать воедино музыку и пластику танца.
- Петр Ильич решил использовать в партитуре балета детские свистульки, трещотки, рожки, барабаны. Он хотел удивить всех количеством детских инструментов в оркестре. По его задумке даже в игрушечный барабан должен бить настоящий музыкант из оркестра.
Еще в спектакле зазвучит хор, и он тоже должен быть детский: «Хор этот должен состоять из 12 сопрано и 12 альтов»
- Один из самых узнаваемых отрывков классической постановки — танец Феи Драже во втором действии. На премьере в 1892 году этот номер исполняли на миниатюрном фортепиано с металлическими пластинами вместо струн. Инструмент назывался челестой, а привез его Чайковский из Парижа. До первого показа в России такую музыку не слышали: впоследствии театральные критики сравнивали звучание челесты с нежным звоном хрусталя. Итальянское слово Челеста по-русски значит «небесная», и это точно описывает магию инструмента: челеста звучит как множество маленьких, будто небесных, колокольчиков!
- Премьера балета состоялась 6 декабря (18 декабря по новому стилю) 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». В спектакле были задействованы все ученики театральной школы Императорской труппы — ныне Академии русского балета имени Вагановой. Главные партии – Мари и Щелкунчика – доверили практически ровесникам персонажей сказки Гофмана. Станиславе Белинской едва исполнилось 12 лет! А Сергею Легату – 17. Все юноши и девушки получили после премьеры от Чайковского по коробке конфет. Так родилась традиция, существующая по сию пору – «Щелкунчик» часто становится дебютом для юных танцовщиков, их первым шагом на профессиональной сцене.
- Критика была противоречивой — как положительной, так и резко отрицательной. Однако балет продержался в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет.
- Сам же Чайковский премьеру воспринял позитивно, о чем писал своему брату Анатолию в письме от 7 декабря 1892 года:
«Милый Толя! Опера и балет имели вчера большой успех, особенно опера всем очень понравилась. Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна — глаза устают от роскоши…».
Но уже в феврале следующего года в письме к Юлию Конюсу он пишет о балете не столь воодушевленно:
«Моя новая опера и балет были даны в Петербурге 6-го декабря. Успех был не безусловный. Опера, по-видимому, очень понравилась, — балет же, скорее, — нет. И в самом деле он оказался, несмотря на роскошь, скучноватым. Газеты, как водится, обругали меня жестоко»
- На сцену Большого «Щелкунчик» попал только в 1919 году, постановку осуществил Александр Горский. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым. В 1929 году он создал новую хореографическую версию спектакля. «Балет «Щелкунчик» ставился у себя на родине и за рубежом такое количество раз, как ни один из классических балетов. В версии Василия Вайнонена с новой силой заблистала великолепная Галина Уланова, а позже Марина Семенова и Алексей Ермолаев.
- А в 1966 году миру был явлен московский эталон «Щелкунчика» в постановке Юрия Григоровича. На сцене блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, и тот, кто хоть раз видел их в «Щелкунчике», никогда этого не забудет!
- Кто же такой Щелкунчик? Родиной механической куклы-солдатика в треуголке и мундире, с бородкой и с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью, является немецкий городок Зайффен. Именно там придумали этого человечка с огромной челюстью, для раскалывания орехов. Особенно они требовались как раз на Рождество – ведь елки тогда наряжались не стеклянными игрушками, а конфетами, пряниками, яблоками и орехами, завернутыми в блестящую фольгу. Елочные лакомства снимались с ветвей, все семейство усаживалось вместе с гостями у очага – пить горячий пунш и закусывать сладостями и орехами. Так щелкунчики стали одними из самых полезных и популярных рождественских подарков! Существовало поверье, что чем больше орехов нащелкает щелкунчик, тем богаче станет дом!
- Путешествие «Щелкунчика» по странам и континентам длится уже не одно десятилетие. Джордж Баланчин поставил «Щелкунчика» в Нью-Йорке, в лондонском Ковент-Гарден, миланском Ла Скала и парижском Гранд Опера свою мрачную версию осуществил Рудольф Нуриев. Михаил Барышников сделал удивительно нежную постановку в Американском балетном театре, а Михаил Шемякин – подчеркнуто гротесковую версию в духе Гофмана в Санкт-Петербурге. В Китае вариацию Феи Драже танцует Богиня Журавлей, а вместо мышей – на Щелкунчика и Мари нападают дракончики! В Бразилии вместо кукол и цветов танцуют тропические растения, а в Южной Африке герои попадают не под рождественскую елку, а в пустыню Калахари! А на Гавайях и вовсе – в вулкан Мауна-Кеа!
11 февраля 2023 года новая интерпретация — интерактивный спектакль «Щелкунчик», соединивший балет, литературу и музыку, погрузил юных зрителей в яркое действо на сцене Российской государственной детской библиотеки. Завороженные сказочной музыкой П. Чайковского дети узнали много нового о волшебном герое и его приключениях. А у фестиваля «Балетные истории: русская классика» еще много интересных историй! Ждем Вас на своих интерактивных спектаклях!
Статья основана на материалах консультантов проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие», материалов интернет ресурсов.
Фото взято из фотобанка Фестиваля «Балетные истории: русская классика» и интернет ресурсов.