При жизни Петр Ильич Чайковский был большим модником. Ещё с юности он уделял большое внимание своему внешнему виду, не жалея на него денег. Чайковского очень часто можно было увидеть в самых фешенебельных магазинах одежды на Кузнецом мосту – главной модной улицы середины XIX века. Модест Чайковский, младший брат Петра Ильича, вспоминал: «Отделавшись от тягостной необходимости проводить известные часы в Департаменте, остальное время Петр Ильич мог бесконтрольно отдаваться удовлетворению ненасытной жажды удовольствий. Невозможно уследить за бесконечным разнообразием их в этот период в жизни Петра Ильича. В изящных салонах, в театре, ресторанах, в прогулке по Невскому и Летнему саду в модные часы дня, во всем, везде он ищет и находит цветы радостей жизни».
В свой первый приезд в Москву композитор получил в подарок от Рубинштейна черный фрак и новое платье. Дома у него Чайковский носил «невообразимых размеров халаты», в обществе – пушистую шубу зимой, а летом – простые рубашки и высокие болотные сапоги. «Он не мог устоять перед тонкой изысканностью тростей, модерновым изгибом серебряных пенсне, любил лаконичные и весьма удобные однобортные пиджаки французского кроя», – вспоминали современники.
Приезжая в Париж, он скупал в самых модных магазинах буквально все – галстуки, костюмы, шляпы. В его гардеробе преобладали пиджаки с высокой застежкой, с краем и деталями, обтачанными шелковистой лентой. Неудивительно, что в консерватории он выглядел настоящим франтом! Герман Ларош, друг Петра Ильича, свидетельствовал: «Двадцатидвухлетний Чайковский, с которым я познакомился в Петербургской консерватории, был светский молодой человек, с лицом, вопреки моде, уже тогда всеобщей, совершенно выбритым, одетый несколько небрежно, в платье дорогого портного, но не совсем новое, с манерами очаровательно простыми и, как мне тогда казалось, холодными; знакомых имел тьму, и когда мы вместе шли по Невскому, сниманиям шляп не было конца».
Петр Ильич особое внимание уделял деталям, часто украшал свои безупречные галстуки удивительно изящными булавками – к примеру, в форме геральдической лилии Бурбонов. Он любил тонкие перчатки из нежнейшей лайки, обожал носить круглые шляпы с лентами – так называемые «циммермановские», купленные у петербургского мастера Карла-Фридриха Циммермана.
Любил Петр Ильич покупать и мужские духи. Он предпочитал цветочные запахи – фиалку и ландыши, использовал нежные ароматы парижской фирмы Guerlain и русской компании Брокар.
В музее Чайковского в Клину можно увидеть необычный аксессуар – маленькие серебряные туфельки, украшенные рисунком из незабудок. По бокам написаны нотные строчки – знатоки сразу угадают, что это фрагмент из оперы Петра Ильича «Черевички». Эти туфли ему подарили после премьеры сочинения в Большом театре, в котором он к тому же дебютировал как дирижер. Увы, но имя дарившего так и осталось неизвестным. Не исключено, что это был кто-то из монаршей семьи – как по сюжету оперы. Также в клинском музее хранится элегантный прогулочный пиджак Чайковского и жилетка из престижного венского ателье «Генрих Грюнбаум».
На многочисленных фотографиях Петр Ильич запечатлен в дорогом костюме-тройке, сшитым на заказ у знаменитого петербургского портного Тедески, который одевал великих князей. Но самым любимым предметом гардероба у композитора был темно-синий пиджак, который в артистической среде прозвали «художественным»: точно такой же носили французские писатели Стефан Малларме и Альфонс Кар.
На одной из фотографии 1860-х годов в фотоателье «Кулиша» ещё молодой чиновник Чайковский позирует в черной шелковой бабочке и куртке с вышитыми полосами и горошком на воротнике. Многие исследователи трактовали этот наряд как форменное платье чиновника Министерства юстиции, однако позже выяснилось, что на Петре Ильиче был не чиновничий мундир, а всего-навсего юношеская, весьма модная в тот период куртка a la matelot, навеянная морской романтикой. Петр Ильич фотографировался исключительно в светских костюмах, уже в то время неплохо разбираясь в моде и зная толк в щегольстве.
Исаак Букиник, несколько раз игравший в оркестре под дирижерством Чайковского, вспоминал: «По фигуре он выглядел довольно бодрым и стройным. Был всегда аккуратно одет и производил впечатление европейца. Такой благородной внешностью не отличались наши профессора консерватории, и Чайковский выделялся на этом фоне. Чайковский был среднего роста, весь седой, очень изящный, одет в коричневый костюм французского покроя».
Вот таким стильным и модным был Петр Ильич!
Фотоматериал предоставлен: Российским Национальным Музеем Музыки, Международным благотворительным фондом им. Н.Ф. фон Мекк, фотографом Дарьей Никитиной, а также используется фотобанк проекта: « Моя Россия: музыкальное путешествие»