Фестиваль Фонда Оксаны Федоровой «Балетные истории: русская классика», совместно с Мастерской балета Егора Симачева, РГДБ при поддержке Гранта Мэра Москвы продолжают знакомить юных зрителей с известными балетными постановками наших русских выдающихся композиторов.
Балет, пуанты, туфелька, — конечно же, фестивальная программа не могла обойти стороной историю создания балета «Золушка» С.С. Прокофьева. Делимся интересными историческими па о Золушке и знаменитом балете.
- Об этой героине написано множество сказок и фольклорных сюжетов. Наиболее известные изложения по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле. А самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах, где у главной героини сказки Родопис, родившейся в Греции, во время купания в реке, бог Гор украл сандалию и отнес к фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что объявили розыск и нашли девушку. Фараон сразу же на ней женился.
- И, если у Родопис была на ноге всего лишь сандалия, то в китайской древней версии сказки героиня носила обувь, сотканную из золотых нитей, в итальянской сказке Золушка обута в серебряные туфельки, а в венецианском варианте — в алмазные. Разные страны, разные варианты обуви.
- Несмотря на все различия, легко можно проследить общую тенденцию и схожесть сюжета, а также схожесть имени девушки испачканной в золе: в разное время и в разных странах ее называли Cenerentola, The Cinder Maid, Синдерелла, Pepeljuga, Aschenputtel.
- Отличилась только русская версия, записанная А.Н. Афанасьевым. У героини есть не только имя собственное — Маша, но и прозвание другое, связанное не с золой или пеплом, а понятием «черная работа», хотя Маша была дочерью «барина», дворянкой, но Машу низвели сразу же по сословной лестнице на самый низ. Называя ее девкой Чернушкой, подчеркивалось, что никто ей не поможет, никто не заступится. Но, Афанасьевской Маше помогла сама ПРИРОДА в виде двух голубков.
- После оглушительного успеха в 1940 году на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова премьеры балета «Ромео и Джульетта» руководство театра стремилось продолжить сотрудничество с композитором Сергеем Прокофьевым, предложив создать еще один «сказочный» балет с Галиной Улановой в главной роли.
Сначала обсуждали замысел балета о «Золотом ключике» по сказке Алексея Толстого. Потом по желанию Галины Улановой возникло название «Снегурочка», которое и вошло в проект договора с композитором. Однако в какой-то момент «Снегурочка» была зачеркнута и сверху вписано новое название – «Золушка».
- Прокофьев говоря о Золушке, как раз и опирался на Сборник сказок, собранный историком Александром Афанасьевым. В своем письме директору театра Радину, композитор пишет: «поскольку сказка Афанасьева о Золушке относится к XVIII веку, мне представляется возможным пользоваться также общебалетными танцами, как менуэт, мазурка, вальс».
- Либретто для балета «Золушка» создал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Николай Волков, который так объяснял интерес к сюжету этой сказки: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную «сказку для балета». Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о «Золушке» еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии».
- Прокофьев писал: «»Золушку” я рассматриваю, прежде всего, как русскую сказку и имею в виду говорить о героине русским музыкальным языком». Прокофьев уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка» я вижу, как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д’аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».
- Партию Золушки Сергей Прокофьев писал специально для балерины Галины Улановой, которая покорила его своим талантов в балете «Ромео и Джульетта». Прокофьев говорил об Улановой: «Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия»
- Приступив к работе над балетом в 1940 году, Прокофьев плодотворно работал до лета 1941 года – были написаны два акта. Начало Великой Отечественной войны полностью изменило планы композитора — отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир» по роману Льва Толстого.
- И только в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, Прокофьев смог обсудить все детали балета с либреттистом Николаем Волковым и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире.
- Премьера спектакля состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре с огромным размахом и щедростью и зрителями он воспринимался как салют Великой Победе.
- Однако на премьере в Большом театре партию Золушки танцевала Ольга Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. И, именно в исполнении Галины Улановой, балет С. Прокофьева «Золушка» покорил публику, а Уланова за эту роль получила Сталинскую премию.
Вот так, рассказанная история А.Н. Афанасьевым о Маше — Чернушке воплотилась в замечательный балет, который, как и сама Золушка, прошел через пепел ВОВ, победив зло и салютовав Победу!
Статья основана на материале консультантов проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие» и интернет источников. Фото-материал из фотобанка фестиваля «Балетные истории: русская классика» и интернет источников.