• Главная
  • Новости
  • Сезоны
    • Сезон 2024-2025
    • Сезон 2023
    • Музыкальная Москва 2022
    • Музыкальный Петербург 2022
    • Сезон 2021
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Викторина
  • КОНКУРС
    • Конкурс 2024
    • Конкурс 2023
    • Конкурс 2022
    • Итоги конкурса 2022
    • Итоги конкурса 2021
  • Балетные истории
  • Конкурс 2024
Menu
  • Главная
  • Новости
  • Сезоны
    • Сезон 2024-2025
    • Сезон 2023
    • Музыкальная Москва 2022
    • Музыкальный Петербург 2022
    • Сезон 2021
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Викторина
  • КОНКУРС
    • Конкурс 2024
    • Конкурс 2023
    • Конкурс 2022
    • Итоги конкурса 2022
    • Итоги конкурса 2021
  • Балетные истории
  • Конкурс 2024
Vk Youtube Telegram
П.И. Чайковский — франт: огромный халат, зимой – пушистая шуба, летом – болотные сапоги

П.И. Чайковский — франт: огромный халат, зимой – пушистая шуба, летом – болотные сапоги

Поделиться на VKПоделиться в Одноклассниках

При жизни Петр Ильич Чайковский был большим модником. Ещё с юности он уделял большое внимание своему внешнему виду, не жалея на него денег. Чайковского очень часто можно было увидеть в самых фешенебельных магазинах одежды на Кузнецом мосту – главной модной улицы середины XIX века. Модест Чайковский, младший брат Петра Ильича, вспоминал: «Отделавшись от тягостной необходимости проводить известные часы в Департаменте, остальное время Петр Ильич мог бесконтрольно отдаваться удовлетворению ненасытной жажды удовольствий. Невозможно уследить за бесконечным разнообразием их в этот период в жизни Петра Ильича. В изящных салонах, в театре, ресторанах, в прогулке по Невскому и Летнему саду в модные часы дня, во всем, везде он ищет и находит цветы радостей жизни».
            В свой первый приезд в Москву композитор получил в подарок от Рубинштейна черный фрак и новое платье. Дома у него Чайковский носил «невообразимых размеров халаты», в обществе – пушистую шубу зимой, а летом – простые рубашки и высокие болотные сапоги. «Он не мог устоять перед тонкой изысканностью тростей, модерновым изгибом серебряных пенсне, любил лаконичные и весьма удобные однобортные пиджаки французского кроя», – вспоминали современники.  

  
            Приезжая в Париж, он скупал в самых модных магазинах буквально все – галстуки, костюмы, шляпы. В его гардеробе преобладали пиджаки с высокой застежкой, с краем и деталями, обтачанными шелковистой лентой. Неудивительно, что в консерватории он выглядел настоящим франтом! Герман Ларош, друг Петра Ильича, свидетельствовал: «Двадцатидвухлетний Чайковский, с которым я познакомился в Петербургской консерватории, был светский молодой человек, с лицом, вопреки моде, уже тогда всеобщей, совершенно выбритым, одетый несколько небрежно, в платье дорогого портного, но не совсем новое, с манерами очаровательно простыми и, как мне тогда казалось, холодными; знакомых имел тьму, и когда мы вместе шли по Невскому, сниманиям шляп не было конца».


            Петр Ильич особое внимание уделял деталям, часто украшал свои безупречные галстуки удивительно изящными булавками –  к примеру, в форме геральдиче­ской лилии Бурбонов. Он любил тонкие перчатки из нежнейшей лайки, обожал носить круглые шляпы с лентами – так называемые «циммермановские», купленные у петербургского мастера Карла-Фридриха Циммермана.

 
            Любил Петр Ильич покупать и мужские духи. Он предпочитал цветочные запахи – фиалку и ландыши, использовал нежные ароматы парижской фирмы Guerlain и русской компании Брокар.
            В музее Чайковского в Клину можно увидеть необычный аксессуар – маленькие серебряные туфельки, украшенные рисунком из незабудок. По бокам написаны нотные строчки – знатоки сразу угадают, что это фрагмент из оперы Петра Ильича «Черевички». Эти туфли ему подарили после премьеры сочинения в Большом театре, в котором он к тому же дебютировал как дирижер. Увы, но имя дарившего так и осталось неизвестным. Не исключено, что это был кто-то из монаршей семьи – как по сюжету оперы. Также в клинском музее хранится элегантный прогулочный пиджак Чайковского и жилетка из престижного венского ателье «Генрих Грюнбаум».
            На многочисленных фотографиях Петр Ильич запечатлен в дорогом костюме-тройке, сшитым на заказ у знаменитого петербургского портного Тедески, который одевал великих князей. Но самым любимым предметом гардероба у композитора был темно-синий пиджак, который в артистической среде прозвали «художественным»: точно такой же носили французские писатели Стефан Малларме и Альфонс Кар.
            На одной из фотографии 1860-х годов в фотоателье «Кулиша» ещё молодой чиновник Чайковский позирует в черной шелковой бабочке и курт­ке с вышитыми полосами и горошком на воротнике. Многие исследователи трактовали этот наряд как форменное платье чиновника Министерства юстиции, однако позже выяснилось, что на Петре Ильиче был не чиновничий мундир, а всего-навсего юношеская, весьма модная в тот период куртка a la matelot, навеянная морской романтикой. Петр Ильич фотографировался исключительно в светских костюмах, уже в то время неплохо разбираясь в моде и зная толк в ще­гольстве.


            Исаак Букиник, несколько раз игравший в оркестре под дирижерством Чайковского, вспоминал: «По фигуре он выглядел довольно бодрым и стройным. Был всегда аккуратно одет и производил впечатление европейца. Такой благородной внешностью не отличались наши профессора консерватории, и Чайковский выделялся на этом фоне. Чайковский был среднего роста, весь седой, очень изящный, одет в коричневый костюм французского покроя».

Вот таким стильным и модным был Петр Ильич!

Фотоматериал предоставлен: Российским Национальным Музеем Музыки, Международным благотворительным фондом им. Н.Ф. фон Мекк, фотографом Дарьей Никитиной, а также используется фотобанк проекта: « Моя Россия: музыкальное путешествие»

Previous Post

Телепроект «Музыкальная Москва»  на RuTube и YouTube фонда Оксаны Федоровой.

Next Post

Кнут и пряник: как воспитать пианиста. История Николая Рубинштейна

Next Post
Кнут и пряник: как воспитать пианиста. История Николая Рубинштейна

Кнут и пряник: как воспитать пианиста. История Николая Рубинштейна

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(С) все права защищены 2024

Сканируйте код и делайте пожертвование в Фонд Оксаны Федоровой

Наш адрес:

107045, г.Москва, Ананьевский переулок, д.5, строение 3

+7 (499) 714-64-62

pr@fedorovafond.ru

Vk Youtube Telegram

Add New Playlist

Презентация_Фестиваль_МузПутешествие_2025-02-C
Прзенетация_Конкурс юных музыкантов_2024

 

 

Положение о конкурсе 2024
ПОЛОЖЕНИЕ_Конкурс юных музыкантов_2024
Положение о конкурсе юных музыкантов III
Положение_Конкурс Моя Россия_Музыкальное путешествие_2023
Дополнение к Положению о конкурсе юных музыкантов III
Положение_Конкурс Моя Россия_Музыкальное путешествие_2023
Соглашение об обработке персональных данных
Соглашение об обработке персональных данных